Поименная перекличка (Рэспублiка)

Опубликовано 21.11.2012

В газете "Рэспублiка" (номер 220) в статье "Поименная перекличка" (автор Мария ДРУК) рассмотрены актуальные проблемы создания, продвижения и охраны белорусских брендов. Своими комментариями с читателями издания поделились пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных, директор центра стратегического развития «Маркетинговые технологии» Анатолий Акантинов, патентный поверенный Валентин Рачковский, главный инспектор Управления организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Беларуси Ирина Иванова, председатель Ассоциации «БелБренд» Альберт Таипов и другие специалисты.

"... Пока же у белорусских производителей две беды: работа в условиях ЕЭП и рейдерство. Относительно первого момента белорусы, неодноратно наученные горьким опытом судебных разбирательств и потерянных рынков сбыта из-за банальной недальновидности, стали осмотрительнее — международная регистрация товарных знаков увеличивается из года в год. «Так, если в 2010 году в лучшем случае было 100 регистраций, в 2011-м — уже 200, сейчас — порядка 240, — рассказывает патентный поверенный Валентин Рачковский. — Недостаточно иметь только белорусскую регистрацию, надо заявлять о себе в каждой из стран Таможенного союза. Лишь в такой ситуации мы можем говорить о том, что бренд, в принципе, защищен. Хотя в части законодательства действует соглашение о единых принципах защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на территории ЕЭП, на завершающей стадии находится соглашение о товарных знаках в экономическом пространстве. Проектом предусмотрена возможность получать регистрацию на территории Таможенного союза на основании всего одной заявки».

Однако, как подчеркивают специалисты, защита торговой марки по Международной, или Мадридской, системе из-за своих нюансов вовсе не панацея от совпадений с «именами», принадлежащими вполне порядочным «единомышленникам» из соседней страны. «Надо осознавать, что натолкнуться на уже действующий аналогичный товарный знак в России можно и неспециально: у восточных соседей те же «проблемы роста». Поэтому здесь действует правило: кто раньше, у того больше прав, и нашим субъектам стоит это учитывать», — предупреждает патентный поверенный.

Что же касается рейдерства, то защитить товарный знак от посягательства на интеллектуальную собственность ничуть не легче, чем «раскрутить» торговое наименование. Так, с начала текущего года вступил в силу региональный принцип исчерпания прав на товарный знак. Это значит, что любой товар, если он правомерно единожды ввезен на территорию Таможенного союза и продан там, дальше может беспрепятственно курсировать, даже несмотря на то, что правообладателю это «не по вкусу». Поясним: в Казахстане действует международный принцип исчерпания прав на товарный знак, в России и Беларуси — национальный. К нам и нашим восточным соседям товар без согласия производителя поступить не может, зато запросто — в Казахстан, откуда продукция следует в Россию или Беларусь. При этом таможенные органы никаких препятствий чинить не могут. Так что более действенно вылавливать «сводных братьев» непосредственно в торговой сети.

И хотя паразитировать на добром имени весьма невыгодно — штрафы соизмеримы со стоимостью контрафактной продукции, «рисковых» конкурентов это не останавливает. Да и сами предприятия предпочитают вместо суда идти на примирение..."

Весь текст статьи