География наименований

Опубликовано 21.08.2012

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) предпринял попытку получить исключительные права на использование наименований сыров "Российский", "Костромской" и "Пошехонский" на территории Российской Федерации. Соответствующие заявки на товарные знаки поданы от его имени в Роспатент. В случае успеха инициативы белорусские производители сыров не смогут поставлять продукцию под данными товарными знаками в Россию. 

Валентин Рачковский, патентный поверенный Республики Беларусь:

"Именовать, например, белорусские сыры российскими, на первый взгляд, странно. Но из песни слов не выкинешь: так сложилось, что обозначения «Российский», «Костромской» и «Пошехонский» в области сыроделия имеют давнюю историю, используются многими предприятиями постсоветского пространства, и, конечно, известны потребителям вне привязки к сырам сугубо российского происхождения, из Костромы или Пошехонья. Выражаясь профессиональным языком, они сегодня уже не выполняют ни функцию географических указаний – достоверно информировать о месте производства маркированных ими товаров, ни функцию товарных знаков – индивидуализировать товары различных производителей, а используются как вошедшие во всеобщее употребление наименования продукции определенного вида, рода, качества.

Что касается перспектив регистрации указанных слов в качестве товарных знаков, то они сомнительны. В силу требований российского (и не только российского) законодательства подобные слова включаются в товарные знаки только в качестве неохраняемых элементов. То есть в рассматриваемой ситуации попытка регистрации товарных знаков, может восприниматься скорее как тактический шаг и, строго говоря, не является подходящим юридическим инструментом, который следовало бы использовать для блокирования поставок на российский рынок наименований сыров «Российский», «Костромской» и «Пошехонский», произведенных, например, в Беларуси.

Тем не менее, намерение российских субъектов отстоять чистоту российских географических указаний и исключить из сферы их использования производителей, не имеющих отношения к Российской Федерации или конкретному географическому объекту, заслуживает внимания и является сигналом производителям из других государств о том, что они могут столкнуться с соответствующими проблемами на российском рынке."