В журнале "Промышленно-торговое ПРАВО" (№10 за 2013 год) опубликована статья патентного поверенного Республики Беларусь Валентина Рачковского на тему "Новый порядок охраны товарных знаков в ТС и ЕЭП". В статье автор анализирует положения Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Извлечение:
"Беларусь, Казахстан и Россия разработали общую систему охраны товарных знаков, которая будет действовать в формате Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Процедура станет доступна для заявителей после вступления в силу Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров на территориях государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (При подготовке настоящей статьи использован текст Договора, одобренный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2013 года № 30. ).
Так ли необходима региональная регистрация, каковы ее особенности и отличия от существующих возможностей охраны товарных знаков?
Актуальность изменений
На первый взгляд острой потребности в создании отдельной системы охраны товарных знаков в формате ТС и ЕЭП нет, поскольку по-прежнему существуют национальные системы Беларуси, Казахстана, России и объединяющая их Мадридская система международной регистрации знаков (Мадридская система).
Национальные регистрации предоставляют правообладателям максимум свободы управления правами, ведь, по сути, на территории каждого государства (если удается получить национальное свидетельство на товарный знак) возникают юридически независимые объекты охраны. Есть некоторые неудобства, такие как необходимость обращения с отдельными заявками в каждое национальное ведомство, соблюдения нередко отличающихся процедурных требований, поддержания каждой регистрации в силе и др. Однако эти проблемы во многом сняла Мадридская система: процедура инициируется одной заявкой, этапы ее прохождения унифицированы, пошлины приведены к общему знаменателю.
Тем не менее ни национальные системы охраны, ни международная система регистрации товарных знаков не решают задачу объединения правового пространства союзных стран для целей обеспечения свободы движения маркированных товарным знаком товаров между государствами ТС и ЕЭП. Основная причина – отсутствие единых материально-правовых требований к товарным знакам, т.к. в национальных системах регистрации охрана товарным знакам предоставляется на основании требований национального законодательства. В формате Мадридской системы этот подход сохранен: Мадридская система не касается суверенитета государств в вопросе установления требований к условиям предоставления охраны товарным знакам на своей территории. На практике довольно часто товарному знаку, заявленному на регистрацию по национальной или международной процедуре, в одних странах предоставляется охрана, а в других – нет. Это следствие того, что, с одной стороны, у государств при наличии общих подходов к оценке охраноспособности товарных знаков имеются отличия в их нормативном закреплении; с другой – национальные ведомства государств вполне могут дать различную экспертную оценку одним и тем же фактам даже при совпадающем правовом регулировании. Усложняет ситуацию существование в каждом государстве исторически сложившегося уникального массива уже зарегистрированных или заявленных на регистрацию товарных знаков, с которыми сравниваются все новые товарные знаки.
Региональная регистрация товарного знака, напротив, будет иметь единый режим охраны на всей территории ТС и ЕЭП: по одной заявке и в соответствии с едиными требованиями выдается действующее на территории трех стран свидетельство на товарный знак. В совокупности с принципом регионального исчерпания прав на товарный знак применение в ТС и ЕЭП региональной системы регистрации знаков формирует единое правовое пространство для обращения товара, маркированного определенным обозначением, а также для принятия таможенных и иных мер защиты союзного рынка от контрафакта и параллельного импорта.
Организация работы
Ближайший аналог создаваемой региональной системы охраны товарных знаков ТС и ЕЭП – система охраны товарного знака Европейского союза, или так называемого союзного товарного знака (Community trade mark). Функции по предоставлению ему охраны и администрированию соответствующих прав возложены на специальное агентство – Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM). OHIM централизованно осуществляет экспертизу и регистрацию союзных товарных знаков всех стран – членов Европейского союза. Это идеальная ситуация, когда существуют единые и материально-правовые требования к товарным знакам, и применяющий их экспертный орган.
Региональная система охраны товарных знаков ТС и ЕЭП предусматривает более специфичную организацию. Здесь, в отличие от Европейского Союза, функции по охране товарных знаков будут распределены между национальными патентными ведомствами, единый офис по товарным знакам (по крайней мере на начальном этапе) создавать не планируется.
..."
С полным содержанием публикации можно познакомиться на страницах журнала "Промышленно-торговое ПРАВО" (2013 г., №10, С.47-51) и в информационно-правовой системе "Консультант Плюс".